Экономика церкви, взгляд изнутри

Прочитав пост https://pikabu.ru/story/yekonomika_tserkovnyikh_svechey_6726... и жаркие споры в комментах, хочется внести ясности, как человек проработавший несколько лет в крупнейшем соборе, пусть и не самого крупного города (600 тыс).  Хочется разъяснить не только про свечи, но и другие интересные моменты. 


Не будет имен, городов и тд, как и религиозного подтекста. Когда в 14 лет родители сказали мне "ты уже взрослый, без штанов и еды мы тебя не оставим, но хочешь развлекаться, ищи подработку", я был сильно рад, что природа наделила меня голосом, преподаватель поставил его в музшколе, и мне удалось найти такую работу. Опыт и деньги которые я получил, огромны. Поэтому не хочется, чтобы людей, "приютивших" опездола - подростка, который только умел петь и пить, ИРЛ крыли хуями, а поверьте, будет за что. 

Разберем самое интересное по пунктам.  Все данные 10 летней давности, но смысла особого не меняет. Разве что цены выросли. Возможно.


1. Сразу решим вопрос с верой. Ее там нет. Мне удалось побывать в "командировках" почти по всей области, включая крошечные церкви в деревнях. Чем крупнее собор, тем больше там людей, которые пришли за баблом (как и я). Из моих коллег верили только бабули - уборщики, которые работали за еду из трапезной. И один батюшка. А в глубинке, прекрасно было заметно, как люди стараются  служить Богу, плачут, отдают последние копейки на ремонт сгнивающей церкви (причем отдают не только прихожане, но и сами попы).  Эти глаза, полные страсти, при пении молитвы, их сразу видно. Как и видно пустые глаза, в которых читается "побыстрее бы  отслужить и домой".  Как ни странно, самых верующий я видел в исправительной колонии, мужики даже гоняли тех кто не верит, из под окон часовни, во время службы, чтобы не мешали разговорами и тд. 

2.  Про свечи. 1 рубль за 10 рублевую? Ха. 20 копеек не хотите? Огарки правда собирались бабулями уборщиками, взвешивались и отдавались на свечной заводикпринадлежавший чисто епархии города. Не бесплатно) Что сами понимаете некисло окупало следующие партии, тем более бабули не давали им догореть до конца, а тушили на половине, тк приход был огромный, и все бы просто не успели поставить свечи, ну и половинки сдавать намного выгоднее.  Откуда я уверен про 20 копеек?  Видел накладные в бухгалтерии, когда получал ЗП. 
НО! Такая бешеная накрутка, далеко не самое веселое.  Есть свечи, которые ставятся возле икон прихожанами. А есть, которые применяются в алтаре, огромные, или с которыми ходят дьяконы.

Сами понимаете, расход у них  минимальный, несколько в день. И их можно купить (500р), подписать бирочку и отдать в алтарь, вклад в богослужение, да и молится за того, кем подписано, будут целый день перед алтарем. НО!! Приносили их в алтарь пачками, штук по 10, а то и больше в день. Их было невозможно столько сжечь. Знаете что случалось? Правильно, они возвращались после закрытия церкви в лавку, и так по кругу. Ладно, что наценка сумасшедшая, так и молиться не будут ни за кого и продадут вам 1 свечу раз 10. 

Со свечным заводиком не уникальная тема, так же почти везде есть свои портные, пекари (для просфир) и тд

Со свечами разобрались, едем дальше. 

3.  Кагор. Тоже тоже можно купить в стенах и отдать в алтарь, уходит 1 бутылка в день на таинство причастия. Сами понимаете, покупалась и отдавалась не одна бутылка, схема такая же, как у алтарных свечей + алкоголизм работников) 

4. Еда. Во время молитвы за усопших, можно было положить что-либо съестное на столик рядом с батюшкой, и подписать имя, о которым молились все работники перед едой. Ну как молились, всем было насрать. Я (совесть не позволяла), батюшки и еще пару сотрудников произносили молитву, остальные просто садились есть. Но еды приносили столько много, что мои родственники были счастливы, когда я приносил огромные пакеты с крупами - хлебом, потому что в рамках церкви съесть такое количество было невозможно.  Особенно в дни поминания родителей. 

5.  Ну и последнее, про что я не могу не сказать.

Конечно, все получали по разному, были кто работал по 50 рублей за выход (ученики), мне под конец платили 250 за выход (выход 1 служба, если служба длинная - 2 выхода) + праздничные (премии, на большой праздник могли дать 1-2к за службу). Это про певчих. Попы значительно больше.  Это не столь интересно, интереснее как на это бабло разводили вас, прихожан. 

"Обязательно положить денежку батюшке после исповеди". Нет такого правила, причем его рьяно насаждали в очереди исповедующихся. 

Именные кирпичи. Это я лично видел) Когда в моем городе стоили новый собор, привезли пару камазов кирпича, и по 200 рублей продавали то, что на кирпиче напишут ваше имя.  Если у вас был такой кирпич,  за вас  молились каждый день, как за "устроителя храма сего". Но знаете в чем прикол?  Кирпичи продали, увезли, привезли пеноблоки и из них построили церковь. Не удивляйтесь, если вы на строительство своего дома купите именные кирпичи, думаю схема не уникальная. 

Так же, с чего я сильно проигрывал, это когда продавали траву с пола ( на День Святой Троицы весь храм выстилают травой), и "батюшкину воду" ( вода, которая остается после омовения рук попом в алтаре). И знаете, продавалась, хорошо продавалась.  Однажды спросил у бабушки, которая покупала траву - нафига она вам? "В чай завариваю, сразу все болячки проходят". Топтанную луговую траву с пола. Нет слов

В общем, что я могу вам сказать. Если вы верите, это замечательно, это ваше право. Ходите в маленькие храмы на окраине города, где еще осталось то немногое, что и должно быть в первую очередь в храме.  Дом Бога, а не лавка торговца.  Туда, как правило, можно со своими свечами, кагором и тд.

В крупных церквях матерые батюшки чем то напоминают мне этого персонажа у немагии, только замените "купить кредитную карту" на "прийти в мой храм". Как это не печально, но религиозные места, особенно крупные, где много народа, давно стали огромной машиной по выкачиванию денег из населения.